Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Как появились первые советские автомобили?

Не секрет, что в Советском Союзе поначалу было весьма плохо с промышленностью. Многое после Мировой и Гражданской войн приходилось создавать буквально с нуля. В том числе — и автомобили.

«Руссо-Балт» модель С 24/40, выпуск 1922 г.
Фото: общественное достояние

До революции в Российской империи был автомобильный завод — «Руссо-Балт». Базировался он в Риге. Однако после 1917 года Рига стала заграницей, и с этим надо было что-то решать.

Помимо рижского автомобильного завода, в стране существовало несколько механических заводов, которые изготавливали и производили разные полезные штуки. В первую очередь, паровозы и вагоны.

Руссо-Балт К 12/20 1911 г. в Политехническом музее. Единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта»
Фото: Александр Маркин. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 2.0

В общем, после окончания Гражданской войны и перехода страны к НЭПу остро встал вопрос о создании своей, советской автомобильной промышленности.

Следует заметить, что автомобили в советской России были. Их парк являлся очень разномастным: тут имелись машины, завезённые в страну ещё до войны, а были и автомобили, отбитые во время боёв у разных иностранных военных соединений.

По статистике, в начале 20-х годов ХХ века в СССР треть от общего автопарка составляли машины фирмы «Форд». До революции эта фирма имела, кстати, свои представительства в Российской империи. В первую очередь, наших соотечественников тогда интересовали трактора, а уж потом автомобили. Это, вероятно, сильно сказалось на выборе советского правительства в смысле создания производства автомобилей в СССР.

Надо заметить, что в то время Генри Форд был настроен весьма скептически по отношению к СССР. Ведь он всё-таки был промышленником, капиталистом, а тут — страна с довольно необычным общественным укладом. Как с ней выстраивать отношения?

Генри Форд, 1934 г.
Фото: общественное достояние

Впрочем, предложение от СССР наладить в этой стране производство автомобилей Форд не отверг. Вот только обдумывал он его очень долго — несколько лет, вплоть до 1928 года.

Другие автопроизводители — в первую очередь, американские — тоже с интересом смотрели на огромный советский рынок, столь заманчивый для продаж. Известно, что руководство компаний «Додж» и «Виллис» также задумывалось о производстве своих машин в Советском Союзе. По этому поводу они опубликовали свои соображения в недавно организованном советском журнале «За рулём».

В общем, к 1928 году Генри Форд созрел для сотрудничества с СССР. Однако для этого созрела и компания «Дженерал моторс», являвшаяся конкурентом Форда. Она намеревалась выпускать в СССР 12500 своих автомобилей в год. При этом «ДжиЭМ» предлагала техническое содействие, лицензию на один из своих популярных автомобилей, а также денежный кредит.

Советские специалисты у завода Форда в Дирбоне, 1929 г.
Фото: Общественное достояние

Форд, со своей стороны, предлагал организовать совместное предприятие. При этом он собирался вложить в новый завод мощностью 100 000 машин в год часть своих средств.

Хотя автомобили СССР нужны были позарез, руководство страны проявило мудрость в этом вопросе. Более всего наших руководителей беспокоил вопрос о том, что иностранная фирма вложит деньги в строительство нового завода. То есть полностью советским в таком случае завод не будет. И свобода действий в этом случае будет сильно ограничена. А кредиты — их отдавать ведь надо.

В общем, советское руководство приняло решение построить автомобильный завод под Нижним Новгородом своими силами. При этом сотрудничество с Фордом не оборвалось.

Всесоюзный Совет народного хозяйства СССР, курировавший тогда промышленность, предложил Форду следующий расклад. Он (Форд) оказывает техническую помощь при строительстве завода и передаёт право на производство одной из моделей машин в СССР. Кроме того, часть советских специалистов должна была пройти стажировку на заводах компании «Форд».

При этом советская сторона обязывалась приобрести 72000 комплектов деталей машин, из которых впоследствии и собирали автомобили. Общая стоимость этих деталей оценивалась тогда примерно в 72 000 000 рублей. Срок технического взаимодействия определили в девять лет.

Фото: Общественное достояние

По такой схеме сотрудничества советское хозяйство практически сразу получало для своих нужд автомобили. Их просто надо было собрать из деталей, поставляемых из САСШ (так тогда назывались США).

  • Известно, что в феврале 1930 года с территории нижегородского завода «Гудок Октября» (ныне не существующего) выехали первые американские автомобили советской сборки.

При этом ускоренными темпами строился завод «ГАЗ», который стал легендой советского автомобилестроения. Этот самый завод вступил в строй в январе 1932 года. Он ознаменовал собой новую веху в истории советской промышленности.

Интересно, что весной 1981 года, то есть через 49 лет после запуска, в цехах «ГАЗа» собрали 10-миллионный советский автомобиль…


Source: https://oaoo.ru/auto/kak-poiavilis-pervye-sovetskie-avtomobili.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Узбекистанское предприятие UzAuto Motors выпустило в 2023 году 370 тыс. авто Chevrolet — почти столько же Lada в 2023 году выпустил АвтоВАЗ

Стала известна производственная статистика за 2023 год узбекистанского автомобильного завода UzAuto Motors, возглавляемого шведом Бу Андерссоном (в 2014–2016...

Рекомендации по ремонту автоматической коробки передач

Электрика Снять аккумулятор Daewoo Espero Заменить батарейку в брелке Daewoo Espero Замена батарейки в ключе Дайво Эсперо Замена...

ТОП-5 самых надежных внедорожников и кроссоверов

Для того чтобы определить самый надежный внедорожник необходимо провести десятки и сотни опытов, а так же сверить огромное...

Еще одни китаец, встречайте Chery Indis

Чери Индис – это пятидверный хэтбчек, который презентовал китайский автопром. В работе над этой моделью дизайнеры и инженеры...

Daewoo Espero Возможные неисправности Ремонт своими руками

Диагностика двигателя Перед тем, как начать ковыряться в железе, стоит обратиться к программному обеспечению автомобиля и понять, может...

Кроссовер Лада Веста — слухи, домыслы, прогнозы и ожидания

Лада Веста – детище АвтоВАЗа, которое призвано заменить модель Лада Приора на рынке. Но пока вы все еще...

Porsche готовит Boxster S Red 7 Edition для Нидерландов

Компания Porsche создала «Red 7» версию Boxster S, которая выйдет ограниченным тиражом специально для нидерландского рынка. Кузов авто...

Насос усилителя рулевого управления

Из чего состоит насос гидроусилителя руля Насос ГУРа хоть и испытывает значительные нагрузки, но он не так часто...

Обзор Мерседес C200 W206

В феврале 2021 г. состоялась презентация нового V поколения Mercedes-Benz С-класса, получившего внутренний код W206 для седана и...

А чем пикап от Исузу хуже других?

Внедорожник Исузу пикап – легендарная модель автомобиля повышенной проходимости, которую выпускает японский производитель Isuzu. За годы своего существования...

Мерседес Бенц W222

В 2009 г. немецкий концерн MB инициировал разработку нового поколения S-класса, получившего внутризаводское обозначение W222. Дизайн кузова был...

Экономим топливо или 9 интересных фактов о вашем автомобиле

А знаете ли вы, что сэкономить дорогое топливо в наших с вами руках. Несколько фактов: 1 л на...

Светодиодные люстры для внедорожников

Многие наверное видели дополнительные фары, установленные на крыше внедорожника или грузовика. Для чего же они нужны? Ведь есть...

Самый проходимый внедорожник

Внедорожники сегодня представлены на рынке в огромном ассортименте. Практически любой производитель готов ключить в свой модельный ряд джип....

«Платиновый» Porsche Cayenne Platinum Edition

Премиальный автопроизводитель Porsche представил спецвариацию своего бестселлера – внедорожника Cayenne под названием Platinum Edition. От стандартной модели лимитированную...

Новейший Porsche Macan получил китайскую аккумуляторную батарею — от CATL

Вчера Porsche представила первый электрический Macan, а сегодня появились интересные подробности. Оказывается, немецкий автомобиль получил китайскую тяговую аккумуляторную...

Самые лучшие вездеходы для Российских реалий

Вездеход – это транспортное средство, использование которого просто необходимо в самых различных регионах нашей страны и самыми разными...

В Porsche заявили о необходимости отзыва автомобилей

По словам представителей Porsche, отзывная кампания стартовала в связи с выявленным дефектом, который нашли в топливной системе двигателей....

Jeep Avenger получил бензиновый мотор вместо электрического — и подешевел на 14 тыс. долларов

До недавнего времени Jeep Avenger был исключительно электромобилем, но сейчас в Великобритании дебютировала версия с ДВС, и она...

Самый мощный Porsche 911 Turbo

Производитель спорткаров показал новую флагманскую модификацию легендарного Porsche 911 Turbo. А увидеть этот автомобиль воочию можно будет на...