• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Как появился советский грузовик ЗИС-5?

Автомобильная промышленность зародилась в СССР в конце 20-х годов ХХ столетия. До этого времени советский автопарк представлял собой довольно разношёрстное зрелище. Тут были автомобили совершенно разных производителей, и самым сложным являлись их ремонт и обслуживание. В общем, руководство страны поставило задачу перед отечественной промышленностью — дать стране надёжную и неприхотливую машину широкого применения. Желательно, не одну модель.

Фото: ru.wikipedia.org

Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».

Полностью советским грузовиком стал ЗИС-5, который проектировался как надёжная машина, простая в производстве и ремонте. Главным конструктором этой машины выступил инженер Е. И. Важинский.

Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.

Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.

Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.

Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5.

Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт
Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.

Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.

15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!

Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.

Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.

А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны.

Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе
Фото: warallbum.ru

Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.

Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.

Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.

Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин.

Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В
Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.

Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов. Теперь же эти знаменитые автомобили можно увидеть в кино, либо на военно-исторических выставках, где в прямом смысле можно прикоснуться к легенде автомобилестроения.


Source: https://lib.zaplata.ru/auto/kak-poiavilsia-sovetskii-gryzovik-zis-5.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Совершенно новый Geely Atlas уже в салонах, машины начнут выдавать клиентам 1 февраля

Новый кроссовер Geely Atlas уже доступен в российских шоу-румах, и начиная с 1 февраля клиентам начнут выдавать заказанные...

Все модификации Мерседес Бенц G класса

Внедорожник G-класса от компании Mercedes-Benz был разработан еще во второй половине 70-х гг. прошлого века. Впоследствии автомобиль претерпел...

Автомобили BMW с пробегом в дилерских центрах «БорисХоф»

Автомобили BMW независимо от модели считаются символом роскоши и статуса. Они характеризуются привлекательным внешним видом, богатой отделкой интерьера...

620 л.с., Евро-6, впрыск мочевины и давление впрыска 2200 бар. Подробности о ЯМЗ-770 – новом «тяжелом» российском дизеле

Премьера дизельного мотора ЯМЗ-770 состоялась на прошлогодней выставке «Комтранс», а сейчас «Техносфера» приводит новые подробности об этом силовом...

Ремонт муфты включения полного привода Hyundai Tucson и KIA Sportage

Многие считают, что автомобиль с полным приводом предназначен для преодоления тяжелого бездорожья. То есть полный привод повышает только...

Ремонт насоса гур дэу эсперо своими руками

Разборка насоса ГУР И так, в первую очередь снимаем насос, с него нужно слить всю жижу (как его...

Daewoo espero ремонт узлов коробки передач

Электрика Снятие аккумулятора Дэу EsperoЗамена батарейки в брелке Daewoo ЭспероПоменять батарейку в ключе Daewoo EsperoЗаменить батарейку в пульте...

Самый мощный Porsche 911 Turbo

Производитель спорткаров показал новую флагманскую модификацию легендарного Porsche 911 Turbo. А увидеть этот автомобиль воочию можно будет на...

Mitsubishi Pajero 2015 года

В последнее время стал наблюдаться заметный ажиотаж на автомобили, которые принято называть «паркетниками». Стоит отметить, что большинство ведущих...

Б/у или новое авто: что больше привлекает россиян?

Уже год, как в России сохраняется дефицит, который ограничивает граждан страны в выборе машин. Возникает вопрос: какой автомобиль...

Daewoo Espero Колеса и шины Ремонт своими руками

Опытные водители предпочитают покупать новые летние шины, а не латать порезы. Ведь случае наезда на камень или яму...

Как появился «Мустанг» — легендарный автомобиль Америки?

Полное фиаско бренда «Эдсел» во второй половине 1950-х пробило в бюджете корпорации «Форд» огромную финансовую дыру и надолго...

Подготовка внедорожников к бездорожью. С чего начать, в чем смысл

Подготовка внедорожников к бездорожью – это целый комплекс мероприятий, который необходимо выполнять владельцам джипов, если они планируют совершать...

Экономим топливо или 9 интересных фактов о вашем автомобиле

А знаете ли вы, что сэкономить дорогое топливо в наших с вами руках. Несколько фактов: 1 л на...

Porsche 911 Carrera GTS со сменой поколения получил прибавку мощности

Porsche виртуально презентовал спорткар 911 GTS второй генерации. Новинка будет предлагаться в кузовах «кабриолет» и «купе», в полноприводном...

Европейцы не торопятся покупать электромобили, запрет на ДВС в Европе могут отложить

Финансовый директор Porsche Лутц Мешке заявил в интервью после конференции по запуску Macan EV, что Европа будет постепенно...

В России разыскивают владельца Porsche 918

Представители компании Porsche заявили о том, что единственный в России премиальный суперкар Porsche 918, реализованный в апреле 2015...

Японские кроссоверы снова лучшие в мире

Японским гигантам удаётся с каждым годом удивлять своих потребителей всё больше и больше. Прежде всего, это касается качества...

Кредит под залог ПТС по паспорту без справок

Кредит под залог ПТС. Особенности и преимущества оформления. Требования к заемщику и автомобилю. Кредит по залог ПТС по...

КамАЗ К5 получит российский холодильник

Как сообщает Ростех, российская компания Pozis создала холодильник для кабины грузовика КамАЗ К5. Пока это лишь прототип, но...