• Виктор
  • Статьи
  • 5 мин. чтения

Советские автомобили марки ГАЗ: какими они были?

Планов поехать на эту выставку у нас не было. Но приехала из Москвы сестра с сыном, а гостей надо как-то развлекать. Идти в какой-нибудь музей или выставочный зал в июльскую жару совершенно не хотелось. Поискав в Интернете информацию, где, что и за какую цену можно посмотреть, Мила подняла на меня глаза: «А вот тут написано, что у вас проводится выставка ретро-автомобилей. Может быть, туда сходим?»

Пожарный автомобиль ПМГ-1
Фото: Д. Иванов, по лицензии CC BY-SA 3.0

Если честно, мы и сами не знали, что в нашем городе действует такая выставка. Единственное, что мне известно, это то, что при Горьковском автозаводе есть музей, где имеются все автомобили, которые выпускались на нём, начиная с 1932 года, т. е. с самого открытия.

Но очень уж неудобно расположен этот музей! От метро идти до него далеко, а те, кто никогда не бывал в автозаводском районе, могут и запутаться, выйдя из подземки.

«Наверное, там выставлены машины из того самого музея, — решила я и, посмотрев на Егора, подумала: — Ну, ему-то точно будет интересно.

«Победа» 3-й производственной серии — М-20 В, с решёткой из крупных штампованных деталей
Фото: Sergey Korovkin 84, по лицензии CC BY-SA 4.0

Около входа на выставку стояла «Победа». Заглянув через стекло в салон, я удивилась: машина достаточно большая, при этом руль тоненький-тоненький. Как бы сейчас сказали, «непрезентабельный». Но зато передние сиденья у этой машины сделаны «диванчиком» — раздельных кресел у водителя и пассажира не было. То есть целых два диванчика внутри машины! При достаточно широком салоне весьма удобная штука. По крайней мере, можно даже не задумываться над тем, где остановиться на ночь. Разложили оба сиденья — и три взрослых человека легко на этой раздвижной конструкции уместятся. Красота!

— Вы на коробку передач посмотрите! — смеётся подошедший муж.

Мы смотрим и…

— А… как это вообще действует? — удивляется Мила, у которой коробка передач была только на старой машине. Сейчас она купила себе «автомат», так что для неё переключение скоростей осталось в прошлом.

Я человек более консервативный. Принципиально не стала бы ездить на «автомате», потому что для меня — это «кот в мешке». Устройство это мне не знакомо, да и механика, на мой взгляд, куда проще! А ещё мне кажется, что в вождении должна быть какая-то романтика. А какая же, прошу прощения, может быть романтика, если ты едешь и только держишь руль. Ну, на тормоз периодически нажимаешь, и всё.

Макет ГАЗ-М20 из Политехнического музея
Фото: Пименов А., по лицензии CC BY-SA 4.0

И всё? Не, я так не играю. И желанием превращаться в робота не горю. Ах, нет же! Скорее всего, роботом будет сама машина, которая безошибочно определит скорость движения, запустит вентилятор для охлаждения двигателя, порадует свежим воздухом в салоне, включив кондиционер, и сделает ещё кучу нужных дел. Сама сделает. И зачем тогда в салоне этой машины нужна я? За рулём красоваться?

Нет, покрасоваться я не прочь. Но при этом, чтобы ещё руки были заняты. Ну, не люблю я не при делах за рулём находиться!

Да, так я про «Победу». Эх, и интересная там ручка переключения коробки передач! Длинная, выгнутая, как ею пользоваться — слёту и не сообразишь!

— Ужас! — выдыхаем мы с Милой: такого чуда нам ещё видеть не приходилось.

* * *

ГАЗ-АА. Год выхода с конвейера — 1932

Вот так выглядела первая машина, выпущенная на Горьковском автозаводе. В историю автомобилестроения она вошла как знаменитая «полуторка» — т. е. машина грузоподъёмностью полторы тонны.

ГАЗ-АА
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Поскольку выпуском своих машин Советский Союз не занимался, пришлось что-то брать за образец. «Чем-то» оказался «Форд» 1927 года выпуска. Его выпуск в 1932 году уже подходил к концу, поэтому предприимчивые американцы решили продать лицензию. Лонжеронная рама (для тех, кто не знает, поясню: такая автомобильная рама внешне очень похожа на лестницу, состоит из двух длинных лонжеронов, которые скрепляются поперечными балками), подача топлива «самотёком», большие фары — чудо, а не машинка!

Но главная гордость — это целых сорок лошадиных сил под капотом! Стоп, стоп, стоп! Что, сейчас это выглядит смешно? Всего-то сорок «лошадок»? Всего-то… Это нам так кажется, что их мало. А на тот момент, когда автомобилестроение началось с нуля — это был предел мечтаний. К маслу и бензину этот предел мечтаний был и подавно неприхотлив, большого количества октановых частиц в бензине не требовал. А вы говорите: «Всего-то…»

ГАЗ-4. Год выхода с конвейера — 1933

Как вам такой «пикапчик»? Нравится? Ну, это, конечно, не «полуторка». Вместимость 0,5 тонны говорит сама за себя. Грузы на такой машине не возили. Да и чего было возить, если она только 500 кг могла осилить?

ГАЗ-4
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

По бортам кузова располагались лавки для 6 человек. А теперь посчитайте: два человека в кабине да шесть в кузове, итого восемь. И при этом они должны «вписаться» в 500 кг! Делим 500 на восемь и получаем 62,5 кг. То есть взрослый одетый человек должен был весить 62,5 кг! Чем тогда народ кормили — не знаю. Но явно не гамбургерами.

ГАЗ-410. Год выхода с конвейера — 1936

Ещё одна «полуторка»? Почти. А почему «почти»? Да потому что перевозить эта машина могла 1200 кг. Немногим меньше, чем первый советский грузовик, но зато это был первый самосвал!

ГАЗ-410
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Тут надо сказать, что получил этот автомобиль прозвище «Опрокидка». Дело в том, что конструкторы не стали долго думать над тем, как создать механизм, который помогал бы сваливать груз из кузова: механизма попросту… не было! Кузов опрокидывался назад… сам, под тяжестью груза. Что называется, «дёшево и сердито». Зато какая экономия на запчастях!

ГАЗ-410
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

ГАЗ М-415. Год выхода с конвейера — 1939

А это что за белая красота? Красота — это точно, но, опять же, красота неприхотливая. Цельнометаллическая платформа с двумя трёхместными откидными лавками по бортам и кабина, которая не подлежала разборке. Вот и всё! Машина предельно просто сделана и так же предельно проста в управлении.

ГАЗ М-415
Фото: Sergey Korovkin 84, по лицензии CC BY-SA 4.0

Жаль только, что успели сделать таких «пикапов» немного: около 5300 штук. Перед войной их производство свернули. Но это понятно: не до гражданской техники было. И уж тем более — не до красоты.

ГАЗ-61−416. Год выхода с конвейера — 1941

Эти автомобили начали выпускаться почти с самого начала войны. К плюсам машины можно было отнести то, что она была полноприводной. Кабина была упрощена до максимума: двери в ней отсутствовали, а вместо них стали использовать брезентовые заслонки. Кстати, верх кабины тоже был сделан из брезента, а лобовое стекло могло откидываться.

ГАЗ-61−416
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Про такой автомобиль можно было сказать: «Мал, да удал!» И действительно: при всём том, что сама машина была невелика, она могла буксировать 57-миллиметровое орудие весом до 1650 кг. Причём ей было всё равно — гладкая под колёсами дорога или пересеченная местность.

Но и это ещё было не всё! На продольной осевой скамье умещались пятеро бойцов-артиллеристов, а под скамьей размещался пенал с укладкой боеприпасов к орудию.

Первый ГАЗ-61−416 сошёл с конвейера 25 июня 1941 года! Выпускали полноприводные машины до зимы 1942 года, но сделали их немного — всего 36 штук. Почти все автомобили были уничтожены врагом в ходе войны.

БА-20. Год выхода с конвейера — 1936

А вот эта серьёзная машина стала выпускаться ещё до войны, в 1936 году. Лёгкий бронированный автомобиль был «посажен» на шасси уже известного ГАЗ М-1. Толщина брони сварного корпуса была 7,3 мм. В башне, которая могла поворачиваться на 360 мм, имелся пулемет ДТ. Экипаж был, как в танке — 3 человека.

БА-20
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

В 1938 году автомобиль было решено усовершенствовать: толщина брони стала составлять 9 мм, а шасси усилили дополнительными сварными конструкциями. Сначала броневики принимали участие в боях на Хасане и Халхин-Голе, а также в Финской компании. Пока шла война, таких необычных машин выпустили чуть более 2000. Немного, конечно, но всё же…

БА-64. Год выхода с конвейера — 1943

Как? Ещё один «броневичок»? Представьте себе, да! Считается первой бронированной машиной с полным приводом. Кто-то может возразить: «А как же ГАЗ 64−416? Ведь на нём тоже был установлен полный привод!» Да, конечно, все четыре колеса той машины были ведущими, но ведь она была небронированной. А тут и полный привод, и броня, и оружие — противотанковый пулемет! Чем не танк?

БА-64
Фото: Leha-11, по лицензии CC BY-SA 4.0

Но нет, не танк всё же. Тяжёлый сварной корпус из бронелистов, расположенных под большим углом к вероятному обстрелу, обладал, помимо других преимуществ, противопульной защитой. Такая конфигурация корпуса и компактное шасси обеспечивали хорошую защиту экипажу. Пулемет, конечно, был далек от зениток, но, тем не менее, постоять за себя эта машина могла очень хорошо.

Сталин лично одобрил выпуск этих бронированных машин. Всего было выпущено более 8 000 БА-64.

ГМЗ-М-72. Год выхода с конвейера — 1943

В июле 1943 года Харьковский мотоциклетный завод был эвакуирован в Горький. Горьковский мотоциклетный завод — ГМЗ — расположился рядом с заводом-гигантом, который выпускал автомобили. Работая на приближение победы, эти два завода выпустили, ни много ни мало, 35 000 армейских мотоциклов.

ГМЗ-М-72
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

И самое интересное: выпуск военных двухколесных машин с коляской продолжался вплоть до 1960 года, несмотря на то что война уже давно была позади. Отличная проходимость и достаточно мощный мотор, который применялся у тяжёлых мотоциклов, послужили тому, что М-72 оставался настоящим «боевым железным конем» и в мирное время. Что ж, бывает и так…

ГАЗ М-1. Год выхода с конвейера — 1936

Узнавшая о том, что мы ездили на выставку ретро-автомобилей, моя тётушка поинтересовалась:

— Чай, воронок-то тоже, небось, видали?

 — Видали, — вздохнула Мила.

ГАЗ М-1
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Вот он, печально известный красавец, появления которого во дворе боялось всё население Советского Союза. Что-то комментировать здесь было бы попросту излишним.

ГАЗ-67. Год выхода с конвейера — 1943

Это очень известный советский автомобиль. Он и победу вместе с людьми ковал, и в восстановлении разрушенного народного хозяйства участвовал. И пройти мог практически везде. Благодаря тому, что конструкторы расширили и переднюю, и заднюю колесные колеи у этого автомобиля, он стал очень устойчивым.

ГАЗ-67
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

В военные годы, когда приходилось добираться по грязи на фронт, это было незаменимым качеством неказистого вездехода. А ещё появились у него боковые подножки, чтобы водителю и пассажирам было удобнее садиться. Хотя о каком удобстве могла идти речь! Двери у вездехода-малыша были брезентовыми. Вот такой нонсенс: подножка есть, а дверей как таковых нет!

Вот такое путешествие во времени у нас получилось. Прибыли увиденные нами машины на выставку совсем не из музея. Из частных коллекций разных городов прибыли, и причём своим ходом.

Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Ничего себе, умели раньше делать вещи! Машинам по 90 лет, а они, мало того что выглядят достойно — так ещё и на ходу! Хотела бы я заглянуть в будущее и посмотреть на машины, которые выпускают сегодня, через 90 лет.


Source: https://oaoo.ru/auto/sovetskie-avtomobili-marki-gaz-kakimi-oni-byli.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Известна дата выхода Porsche Macan 2018

Согласно официальной информации, продажи обновленного Porsche Macan 2018 начнутся уже в конце июля текущего года. Более того, дилеры...

Mitsubishi Eclipse Cross подорожал в России, зато в продаже появились полноприводные версии в топовой комплектации

Как сообщают «Автоновости дня», в России изменились цены на кроссовер Mitsubishi Eclipse Cross: если в ноябре 2023 года...

Выбираем Chery — Tiggo 4 Pro или Arrizo 8?

Китайская автомобильная компания Chery Automobile Co. была основана в 1997 году и за короткое время стала одним из...

Рейтинг самых проходимых внедорожников

Очевидно, что за последние несколько лет на рынке внедорожников стало намного больше новеньких моделей. Но все же лидерами...

Стоит ли покупать гибридный автомобиль?

Электрокарам пророчат большое будущее. А тем, кто пока не готов к таким радикальным изменениям, производители предлагают компромисс между...

Суппорт дисковых тормозов daewoo – espero

Процедура разработки суппортов своими руками Переходим к описанию самого ремонта. Алгоритм будет примерно следующим: Сначала нужно приподнять машину,...

Что принес январь 2021 г.: KIA подводит итоги

Согласно данным информационного агентства компании, уровень продаж автомобилей концерна по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. вырос на 2,5% и...

Самые редкие и крутые внедорожники в одной статье

Мало кто знает про настоящие крутые внедорожники, потому что они не стали такими популярными, как внедорожники от зарубежных...

Топ-5 самых дешевых китайских авто с классическими «автоматами» в России. Интересный рейтинг от «Китайских автомобилей»

Ресурс «Китайские автомобили» составил полезный рейтинг для тех, кто планирует покупку китайского автомобиля — и непременно с автоматической...

Cybertruck по-русски. В России запатентовали ВАЗ-2104 в стилистике Tesla Cybertruck

Довольно неожиданный патент обнаружился в базе Федерального института промышленной собственности: честное лицо из Курска запатентовало новое исполнение вазовской...

Porsche Macan 2019 для РФ станет дороже на 200 тысяч

Презентация обновленного Porsche Macan 2019, первые фото которого мы публиковали здесь, состоялась 2 октября текущего года во время...

Обзор Мерседес S580 Long Maybach

Новая линейка Мерседес S класс под названием Z223 выпущена в трех модификациях, и производится с 2021 года. Версию...

Лада Ларгус. Продажи начнутся уже в ноябре

Российская автомобильная компания АвтоВАЗ прикладывает большое количество усилий, чтобы производить конкурентоспособные автомобили. Инженеры и конструкторы работают профессионально, поэтому...

Новый Porsche Macan рассекречен

Очередная попытка представителей прессы опередить своих коллег привела к тому, что экстерьер Porsche Macan уже стал всеобщим достоянием....

Porsche Panamera 4 E-Hybrid 2016 станет доступным для россиян

Руководство компании – производителя, которое находилось на мероприятии, отметило, что выставленный в выставочных залах гибридный автомобиль станет одним...

Факты о новом кроссовере года Hyundai Creta

Корейский автоконцерн Hyundai снова решил порадовать своих поклонников автомобилей. Он запускает в производство очередной новый кроссовер Хендай Крета (Грета) ,...

Самый мощный Porsche 911 Turbo

Производитель спорткаров показал новую флагманскую модификацию легендарного Porsche 911 Turbo. А увидеть этот автомобиль воочию можно будет на...

Новинки китайских авто: преимущества в нынешних реалиях для частного владения и использования в такси

Автомобильная индустрия Китая стремительно развивается, предлагая автолюбителям новые и интересные модели машин с привлекательными характеристиками. В последнее время...

Что лучше: седан или кроссовер? Давайте разберемся

Чтобы выявить все преимущества и недостатки этих двух типов автомобилей, необходимо, для начала, получить представление о том, что...

Обзор Мерседес А класс W177

Новый Мерседес A класс W177 доказывает, что хорошие вещи приходят в небольших упаковках. Этот хэтчбек выпускается с 2018...