КАМАЗ не планирует массовых сокращений, после того как завершится госпрограмма поддержки рабочих мест, и не будет просить ее продлить, рассказал газете Ведомости представитель завода Олег Афанасьев. За время действия программы завод адаптировался к низкому спросу, объяснил он.
В программе, которая началась на КАМАЗе в апреле и завершится в конце сентября, участвует до 17 тысяч сотрудников группы: когда конвейер не работает, государство платит им по 800 рублей в день. Если бы не эта поддержка, компании пришлось бы сократить около 8500 человек, говорил ранее О.Афанасьев. Всего по госпрограмме для КАМАЗа было выделено 900 млн рублей.
С весны число работников группы снизилось на 2500 человек и без массовых сокращений, рассказал О.Афанасьев, в основном люди уходили по собственному желанию из-за снижения загрузки предприятия и, соответственно, зарплаты. Рынок тяжелых грузовиков в январе-июне сократился на 64%, продажи КАМАЗа на 53%. Часть работников были переведены на аутсорсинг: КАМАЗ передавал своим контрагентам, например, производство компонентов с обязательством трудоустройства сотрудников. Был закрыт набор новых сотрудников, перечисляет О.Афанасьев. При текущих заказах в 2500-3500 грузовиков в месяц численность персонала (35148 человек на 30 июня) компанию устраивает, подчеркивает представитель КАМАЗа. В перспективе легкая оптимизация продолжится, рассказывает он.
Новая волна оптимизации может пройти в 2016 года на АВТОВАЗе, не исключил в недавнем интервью изданию Газета.Ru президент компании Бу Андерссон. В январе-июле рынок в России сократился на 35,3%, а продажи Lada упали на 27%, по оценке АЕБ. В 2014 году штат АВТОВАЗа сократился примерно на 20% до 52 тысяч работников. Сейчас численность сотрудников АВТОВАЗа составляет около 50 тысяч человек, говорит представитель завода. Как может измениться штат АВТОВАЗа в 2016 году, неизвестно. Переговоры об оптимизации штата в 2016 году с профсоюзом еще не велись, сказал председатель официального профсоюза предприятия Сергей Зайцев. Представитель Ford Sollers отметил, что у СП нет планов сокращать людей. Представитель Renault комментировать планы не стал. По его словам, за счет приостановки приема общая численность работников Рено Россия (включая завод в Москве) с конца 2014 года снизилась на 16% до 4183 человек.
В целом число сотрудников на основных предприятиях российского автопрома с мая 2014 года по май 2015 года сократилось на 10,5%, по оценке АСМ-холдинга. Зарплата не самая большая статья затрат автозаводов (как правило, около 20% от общих расходов), но, когда спрос слабый, важна любая оптимизация, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Оптимальным вариантом он считает вывод персонала на аутсорсинг. У КАМАЗа и АВТОВАЗа много сопутствующих производств, добавляет И.Бончев. В иностранных концернах на одного сотрудника может приходиться в несколько раз больше выпускаемых машин, чем на российских заводах, говорит он.
Автозаводы недозагружены, но вряд ли продолжат масштабные сокращения в ближайшей перспективе, считает исполнительный директор агентства АВТОСТАТ Сергей Удалов. Рынок снова начнет расти в конце 2016 года и нужно к этому быть готовыми, объясняет он. Сотрудников можно задействовать и для развития производства на экспорт девальвация рубля увеличила привлекательность этого направления плюс сделала рабочую силу в стране одной из самых дешевых в мире, добавляет С.Удалов.