КАМАЗ по итогам двух первых месяцев 2015 года реализовал 2,3 тысячи автомобилей (-41%). По данным департамента маркетинга КАМАЗа, российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн за этот период составил 4,5 тысячи единиц, что на 48% ниже, чем в январе-феврале прошлого года. Таким образом, доля КАМАЗа на российском рынке по итогам двух месяцев составила 52%.
Падение рынка грузовых автомобилей на КАМАЗе объясняют рядом факторов. В первую очередь, это общее снижение экономики. Наблюдалось сокращение инвестиций в основной капитал, снижение объемов работ в строительной отрасли, падение цены на нефть марки Urals, которое повлекло за собой снижение закупок автотехники потребителями из нефтегазодобывающей отрасли. Повлияли и рост инфляции, а также девальвация рубля по отношению к доллару и евро.
Кроме того, в конце прошлого года была существенно повышена ключевая ставка ЦБ РФ, при этом доступ российских компаний к международным финансовым ресурсам по-прежнему ограничен, в связи с чем доступность кредита и лизинга резко снизилась. На падение продаж также повлияло прекращение прежних и отсутствие новых крупных инфраструктурных проектов, под которые, как правило, закупается большое количество автотехники.
По прогнозам маркетологов КАМАЗа, российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн в 2015 году составит 51 тысячу штук. В компании планируют реализовать 26 тысяч автомобилей, следовательно, доля КАМАЗа на рынке может составить 51%. Сохранить свои лидирующие позиции КАМАЗ рассчитывает за счет вывода на рынок нового модельного ряда и вытеснения иностранных конкурентов, расширения применения автотехники, работающей на газомоторном топливе, и оптимизации затрат за счет импортозамещения.
Дальнейшее состояние рынка напрямую зависит от макроэкономической ситуации, ожидается его постепенная стабилизация. Так, Центробанк уже заявил о снижении ключевой ставки, что впоследствии приведет к увеличению доступности кредитов и лизинга. Государственная компенсация части процентной ставки по ипотечным кредитам позволит восстановиться рынку жилищного строительства. Кроме того, правительством России разработан и принят Антикризисный план, который включает в себя крупнейшие инвестиционные проекты и выделение средств на докапитализацию банков и системно значимых кредитных организаций, а также на поддержку отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, жилищного строительства, ЖКХ, промышленности и ТЭК (предполагается закупка автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, программа утилизации транспортных средств, закупка сельскохозяйственной техники, льготный лизинг от Росагролизинг). Также подстегнуть продажи на российском авторынке поможет государственное стимулирование и субсидирование закупок автотехники на ГМТ.